Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что на президентском уровне было привлечение внимания общества к экологическим проблемам России, осуществление преемственности в сохранении биологического разнообразия, обеспечение экологической безопасности. Тенденция, вызванная необходимостью обеспечения экологической безопасности органами государственной власти различных уровней, а также органами местного самоуправления и общественностью, становится очевидной. Высшие должностные лица Российского государства неоднократно указывали на повышение эффективности в решении экологического вопроса, улучшении качества жизни людей.
Обострение экологической ситуации в России накладывает определенный отпечаток и на экологическую безопасность, в связи с чем Президентом РФ принят Указ от 31 декабря 2015 г. N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
В Стратегии отмечено, что на состояние экологической безопасности негативное влияние оказывают неэффективное и «хищническое» природопользование, большой удельный вес теневой экономики в сфере использования природных ресурсов; достижение стратегических целей экологической безопасности и рационального природопользования осуществляется путем формирования и реализации долговременной государственной политики, направленной на защиту и воспроизводство природно-экологического потенциала Российской Федерации, повышение уровня экологического образования и экологической культуры граждан (п. п. 83, 84). Новые открытия XXI в. наряду с новациями принесли неизвестные ранее угрозы и опасности, оказывающие воздействие на жизнь и здоровье граждан, комплексное развитие государства, экологическую безопасность.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с экологическиой функцией госудрства и права.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регламентирующие экологическую функцию государства и права.
Целью настощей работы является изучение экологической функции государства и права.
Задачами работы ставится:
• Рассмотреть конституционные основы экологической функции государства;
• Исследовать функцию экологическоего права - гармоничное развитие правовой системы;
• Проанализировать влияние законодательства на экологическую обстановку;
• Определить тенденции развития законодательства и экологическая функция государства;
• Изучить стратегическое планирование, как реализация экологической функции государства;
• Исследовать экологическую функцию государства на международном уровне.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Правовые основы экологической функции и ее значение в государстве и праве
1.1. Конституционные основы экологической функции государства
В современном мире одной из глобальных проблем является наличие неразрешимых на данном этапе общественного развития противоречий между растущими потребностями человечества и недостаточной способностью окружающей среды и ее компонентов к их обеспечению и к нейтрализации негативных последствий хозяйственной деятельности в силу небезграничных возможностей природы по самовосстановлению и поддержанию сбалансированного устойчивого состояния. Как отмечается в литературе, «ноосферно-коэволюционный» путь развития общества, о котором говорил Н.Н. Моисеев (трактуя его как эволюционное состояние биосферы, направленно изменяемой человеком с целью удовлетворения своих потребностей, в результате чего происходит совместная эволюция природы и общества), не привел к взаимной адаптации человечества и природы: человечество в конце концов приходит к выводу, что должно соизмерять свою деятельность с природой, единственным же ответом природы на воздействие на нее человека является деградация.
Учеными разных стран справедливо признается важность положений основных законов государств для совершенствования правовой охраны окружающей среды. В научной литературе даже высказываются предложения о необходимости создания Экологической конституции Земли, которая должна стать основополагающим актом кодификации международного экологического права и способствовать развитию данной правовой отрасли с учетом принципов, выработанных современной теорией и практикой. Данный правовой акт должен среди прочего сформировать систему экологических прав человека и закрепить его право на безопасную окружающую среду.
Помимо экологических прав человека, в основных законах государств часто содержатся различные положения, тем или иным образом связанные с охраной природы и обеспечением благоприятных условий существования на планете.
Здесь следует отметить, что в большинстве случаев такие нормы сформулированы с позиций обеспечения прав и интересов людей. Доминирующая на современном этапе развития общества не только в Российской Федерации, но и во всем мире концепция устойчивого развития, принятая в Рио-де-Жанейро в 1992 г. и впоследствии включенная в законодательство практически всех стран, своей целью ставит сохранение окружающей среды и ее компонентов в интересах нынешнего и будущего поколений людей. Другими словами, реализуемая на сегодня стратегия развития общества в отношении охраны окружающей среды твердо стоит на антропоцентрических позициях.
Отражение природоохранных норм в конституции является основой для дальнейшего формирования и развития национального законодательства об охране окружающей среды. При этом далеко не во всех странах природоохранные положения содержатся в конституции. Однако очевидно, что наличие экологических конституционных положений не дает гарантии осуществления эффективной охраны окружающей среды в них, в том числе и правовыми средствами.
Объем и качество законодательных мер в данной сфере, а также их реализация напрямую зависят от политической воли государства и уровня экологического правосознания его населения. В качестве примера можно привести такие страны, как Канада, Дания и Исландия, в которых конституционное закрепление обязанностей по охране окружающей среды и экологических прав отсутствует, что не мешает этим государствам являться участниками многих международных конвенций и договоров в области охраны окружающей среды, иметь развитое природоохранное законодательство, а их граждане считают своей обязанностью бережно относиться к окружающей среде и рационально использовать природные ресурсы.
Отметим, что для Российской Федерации закрепление довольно широкого спектра природоохранных положений в Конституции России 1993 г., с одной стороны, явилось толчком к развитию национального законодательства в данной сфере, а с другой - правовой основой для защиты экологических прав населения, в том числе и в судебных инстанциях.
Как отмечает М.М. Бринчук, чрезвычайно важным является то, что в Конституции Российской Федерации содержатся положения, непосредственно касающиеся наиболее сущностных для экологического права характеристик: о месте и роли природы в жизни общества; праве собственности на природные объекты (ресурсы); об объектах экологических отношений; экологических правах человека; об экологической функции субъектов права; о федеративной структуре развития экологического законодательства.
Экологические права человека закрепляются большинством конституций, содержащих положения об охране окружающей среды. Конкретное содержание данного термина по смыслу означает некую совокупность прав, при этом по вопросу его конкретного содержания в научной литературе имеются различные точки зрения в первую очередь по причине тесного переплетения экологических прав с системой прав человека в целом. Так, право человека на благоприятную окружающую среду тесно связано с правами на охрану его здоровья и в конечном счете с правом на жизнь.
К другим конституционно закрепляемым экологическим правам относятся такие, как право на доступ к экологически значимой информации, виды права собственности на природные ресурсы, право на возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическим правонарушением, право использования природной и культурной среды.
Следует отметить, что, помимо экологических прав граждан, конституциями разных государств также закрепляются и обязанности государства и гражданина в сфере охраны окружающей среды.
В конституциях отдельных стран также закреплены ограничения других прав человека по экологически обоснованным причинам. Например, ограничение права на свободу передвижения ради охраны окружающей среды и ее компонентов в определенной местности или защиты обособленной экосистемы (Фиджи, 1987 г.). Право собственника на свободное владение и распоряжение своим имуществом может быть ограничено требованием о непричинении ущерба окружающей среде в процессе его использования (Узбекистан, 1991 г.).
С учетом того что экологические нормы, закрепленные в конституции государства, в дальнейшем получают свое развитие в нормах отраслевого законодательства в данной сфере, в литературе высказывается мнение, что чрезмерная детализация конституционных норм может затормаживать развитие соответствующих правовых институтов.
Однако следует отметить, что наличие экологических положений, закрепленных в тексте основных законов государств, в свою очередь, далеко не всегда гарантирует их практическую реализацию. Так, М.М. Бринчук, подчеркивая значимость наличия в Конституции Российской Федерации прогрессивных положений как общего, так и экологического характера, имеющих огромный нормативный потенциал, отмечает, что на сегодняшний день, к сожалению, многие из них остаются до конца не реализованными.
Для повышения уровня экологического правосознания населения в Российской Федерации необходимо улучшение социально-экономической ситуации в стране, развитие экологической инфраструктуры (например, по раздельному сбору и переработке отходов). Немаловажную роль здесь играет активизация деятельности в сфере экологического образования и просвещения.
Еще в 1980 г. О.С. Колбасов говорил, что «необходимо обеспечить... экологически корректное поведение людей по отношению к элементам окружающей природной среды, добиваться такого положения, при котором неизбежные сами по себе человеческие воздействия на природные объекты ограничивались бы рамками требований, вытекающих из объективных законов природы в сочетании с требованиями дальнейшего развития общества».
Экологически ориентированные положения Конституции Российской Федерации являются прочной основой для дальнейшего развития и совершенствования законодательства в сфере охраны окружающей среды и обеспечения устойчивого развития государства.
В заключение хотелось бы отметить, что наличие в конституциях различных государств норм, регламентирующих экологические права и обязанности, безусловно, можно охарактеризовать положительно, так как они создают конституционно-правовую основу для разработки и реализации мер государственной экологической политики, а также для развития национального законодательства в сфере охраны окружающей среды.
1.2. Функция экологическоего права - гармоничное развитие правовой системы
Функция экологического права - быть противовесом всего остального права. Здесь должно действовать методологическое, теоретико-правовое правило о сбалансированном формировании правовой системы и гармоничном взаимодействии образующих ее отраслей права в строгом соответствии с объектом, предметом и задачами каждой из них.
Правовая система, чтобы быть работоспособной и эффективной, не может не быть внутренне согласованной и, соответственно, гармоничной. Соответствующие правила существуют в общей теории права, в том числе и по вопросу о гармоничном соотношении, взаимодействии публичного и частного права.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды. Заключена в г. Орхусе 25.06.1998 // СПС «КонсультантПлюс».
2. Копенгагенское соглашение по климату 2009 г. // URL: http://unfccc.int/files/meetings/cop_15/application/pdf/cop15_cph_auv.pdf (дата обращения: 04.04.2021).
3. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
5. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 29.10.2001, N 44, ст. 4147.
6. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 03.01.2005, N 1 (часть 1), ст. 16.
7. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства РФ, 14.01.2002, N 2, ст. 133.
8. Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 30.06.2014, N 26 (часть I), ст. 3378.
9. Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 30.06.2014, N 26 (часть I), ст. 3378.
10. Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133.
11. Указ Президента РФ от 19 апреля 2017 г. N 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» // СЗ РФ. 2017. N 17. Ст. 2546.
12. Указ Президента РФ от 05.01.2016 N 7 «О проведении в Российской Федерации Года экологии» // Собрание законодательства РФ, 11.01.2016, N 2 (ч. I), ст. 321.
13. Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 04.01.2016, N 1 (часть II), ст. 212.
14. Распоряжение Президента РФ от 17.12.2009 N 861-рп «О Климатической доктрине Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 21.12.2009, N 51, ст. 6305.
15. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 326 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012 - 2020 годы» // Собрание законодательства РФ, 05.05.2014, N 18 (часть III), ст. 2171.
16. Распоряжение Правительства РФ от 25.04.2011 N 730-р «Об утверждении комплексного плана реализации Климатической доктрины Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ», 02.05.2011, N 18, ст. 2680.
17. Распоряжение Правительства РФ от 22.04.2015 N 716-р «Об утверждении Концепции формирования системы мониторинга, отчетности и проверки объема выбросов парниковых газов в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 04.05.2015, N 18, ст. 2737.
18. Концепция одобрена решением Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 7 октября 2009 г. // ВВАС РФ. 2009. N 11.
19. Бринчук М.М. 15 лет Конституции Российской Федерации в эколого-правовом контексте // Государство и право. 2008 N 12. С. 101.
20. Бринчук М.М. Благоприятная окружающая среда - важнейшая категория права // Журнал российского права. 2008. N 9.
21. Бринчук М.М. Конституция - основной источник экологического права // Государство и право. 2018. N 12. С. 83.
22. Бринчук М.М. Соотношение экологического права с другими отраслями // Государство и право. 2009. N 7. С. 25 - 37.
23. Бринчук М.М. Эколого-правовой механизм: понятие и сущность // Экологическое право. 2013. N 3. С. 12 - 19.
24. БРИКС: контуры многополярного мира: монография / О.А. Акопян, Н.М. Бевеликова, К.М. Беликова и др.; отв. ред. Т.Я. Хабриева. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, Юриспруденция, 2015. С.87.
25. Выпханова Г.В., Жаворонкова Н.Г. Правовые проблемы совершенствования государственной лесной политики в современных условиях // Экологическое право. 2018. N 1. С. 25 - 30;
26. Выпханова Г.В., Жаворонкова Н.Г. Государственная экологическая политика и документы стратегического планирования // Экологическое право. 2016. N 3. С. 24 – 29.
27. Демчук А.Л. Управление экологическими конфликтами: критерии оценки эффективности // Экологическое право. 2016. N 4. С. 37.
28. Жаворонкова Н.Г., Агафонов В.Б. Современные тренды правового обеспечения стратегического планирования природопользования в Арктике // Lex russica. 2018. N 7. С. 114 - 124;
29. Жаворонкова Н.Г., Выпханова Г.В. Актуальные проблемы совершенствования государственной политики и законодательства в сфере использования и охраны водных биологических ресурсов // Актуальные проблемы российского права. 2017. N 12. С. 187 – 193.
30. Жаворонкова Н.Г., Выпханова Г.В. Правовые проблемы стратегирования в экологическом праве // Lex russica. 2020. N 1. С. 36.
31. Каспрова Ю.А. Экологическое просвещение как условие реализации конституционного права на благоприятную окружающую среду // Международные пакты о правах человека: ценностные характеристики: материалы международной научно-практической конференции, 2016. С. 299.
32. Кирилловых А.А. Экологическая безопасность и охрана окружающей среды: проблемы стратегического планирования и правового обеспечения // Право и экономика. 2018. N 1. С. 72 - 78.
33. Колбасов О.С. Завещание экологам. В кн.: Колбасов О.С. Избранное. Теория экологического права. М.: Издательство РГУП, 2017. С. 1 - 2.
34. Кондратьев К.Я., Демирчян К.С. Глобальный климат и Протокол Киото // Использование и охрана природных ресурсов в России. Министерство природных ресурсов РФ. Ежемесячный бюллетень. 2001. N 9. С. 77.
35. Колбасов О.С. Теоретические концепции новых природоохранительных законов // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 1980. N 6. С. 10.
36. Правовое обеспечений единой государственной экологической политики Российской Федерации. М., 2011.
37. Розенберг Г.С. Экологическая мифология / К.С. Лосев. Мифы и заблуждения в экологии. М.: Научный мир, 2010 // Самарская Лука: проблемы региональной и глобальной экологии. 2011. Т. 20. N 2. С. 210.
38. Русин С.Н. Экологическая политика и право. Проблемы формирования и реализации // Экологическое право. 2016. N 3. С. 9.
39. Тихомиров. Ю.А. Промышленное законодательство и новый нэп // Законы России. 2016. N 5. С. 38.
40. Тихомиров Ю.А. Теоретико-практический взгляд на водное право // Водное законодательство и экологические вызовы: Сборник материалов научно-практической конференции (Москва, 15 июня 2012 г.) / Сост. С.А. Боголюбов, Д.О. Сиваков, О.А. Золотова. М., 2012. С. 25 - 26.
41. Толстой Ю.К. О Концепции развития гражданского законодательства // Журнал российского права. 2010. N 1. С. 32.
42. Трубникова О.А. О содержании основных экологических прав граждан // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2011. N 1(19). С. 106.
43. Хлуденева Н.И. Дефекты в экологическом праве: понятие и виды // Журнал российского права. 2014. N 11. С. 85.
44. Яковлев Э.Ю. К вопросу о создании реально действующих конституционных механизмов защиты экологических прав граждан России // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. N 58. С. 332.